История Холуя.

Холуй- культурный феномен мирового значения. Село Холуй распложено по обоим берегам реки Тезы, неподалёку от места ее впадения в реку Клязьму. Этим обстоятельством объясняется быстрый рост Холуя как богатого торгового села.  Места эти некогда были заселены финно-угорским племенем мерян, которые по преимуществу занимались рыболовством и охотой. Река Теза служила  одним из путей славянской колонизации этих земель, в результате чего здесь образовались северо-восточная часть Владимиро-Суздальского  княжества.
В 13 в. земли эти входят в состав Стародубского княжества. После его раздела на ряд  уделов они относятся к владениям князей  Ряполовских.
Древнее поселение, носящее ныне имя Холуй, именовались прежде Новые соли на Холую, так как здесь находились солеварницы, где  путем выпаривания, добываемого из-под земли рассола производилась высоко ценившаяся в средневековье пищевая соль.
Именно так именовалось  поселение в грамоте от 4 октября 1543 года Великого князя Иоанна Васильевича, данной Троицкому Сергиеву монастырю об освобождении от пошлин Стародубских и Киржачских соляных варниц. Это первое известное на сегодняшний день письменное упоминание о Холуе.
Солеварение определило и значение Холуя как начального пункта на древней Балахонской дороге, важном  сухопутном торговом пути, выводившем в Нижегородскую губернию.
С Холуем и его окрестностями связано имя  освободителя Отечества от иноземных захватчиков князя Д.М. Пожарского. По распространенному преданию, от нынешнего местечка Борок начался освободительный поход ополчения К.Минина и Д.Пожарского.

   Холуй- село с богатым историческим прошлым, известное по преданию с 13 века, по летописи с 16 века. В  документальных упоминаниях датируемых 17 веком, о холуе говорится как о сложившемся иконописном центре, иконы которого расходились по всему миру.
В Холуе есть прекрасные архитектурные памятники - церкви Святой Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, часовня имени святого благоверного князя А.Невского, старинные купеческие дома, построенные в 19 веке; шлюза, основанные ещё во времена Петра I и находящаяся недалеко от Холуя Борковско-Николаевская пустынь.

Разлив в Холуе и ярмарки.
Холуй нередко называют «Южской Венецией», весной  у нас разливается река Теза. Она магнитом притягивает к себе многочисленных туристов. Основным средством передвижения в это время  являются лодки. Катание на лодках под звуки гармошки, когда в любой момент тебя подстерегает опасность - окунуться в ледяную воду, добавляет адреналина туристам. Вот где  русская экзотика! 
Благодаря расположению на Тезе, Холуй с 17 века славилось как крупное торговое село, в котором проводилось до 5 ярмарок в год. С 2003 года была сделана удачная попытка возрождения Тихвинской ярмарки. Из года в год популярность Тихвинской ярмарки растёт: если вначале она была организована как  районное мероприятие, то сегодня мы выходим на межрегиональный уровень.

   

Лаковая миниатюра в Холуе.

Путь к искусству лаковой миниатюры был сложным и трудным. Бывшие иконописцы, стремясь найти применение своему мастерству, пробовали свои силы  в росписи  деревянных токарных изделий и настенных ковриков на полотне, пока пример их старших братьев-палешан и мстёрцев – не привёл к росписи изделий на папье-маше.

Первые робкие попытки холуйцев в росписи изделий из папье-маше начались в 1932 году. Здесь коллектив мастеров расписывал декоративные коврики на холсте. Эта деятельность не могла удовлетворить наиболее талантливых мастеров, поэтому замечательные энтузиасты С.А.Мокин, К.В.Костерин, Д.М.Добрынин и В.Д.Пузанов-Молёв начали свои опыты в области миниатюрной живописи на папье-маше. В начале 1940-х годов ими выполняются первые миниатюры: « Пастушок», « Строчеи за работой» С.А.Мокина, « Колхозный обоз»,
«С базара» К.В.Костерина и другие.

Признание искусства Холуя пришло не сразу. В 1937 году художники Холуя участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали. В военные годы(1941-1945) впервые в творчестве холуйских миниатюристов появляется историческая тема. Ярким примером тому служат произведения С.А.Мокина «Призыв Степана Разина» и «Князь Игорь».
В.Д.Пузанов-Молёв удачно соединяет в своём творчестве традиции иконописи и реалистические приёмы народного искусства. Он был художником яркого лирического дарования. Удивительны по красоте его пейзажи «Пейзаж», «Осень». Этот жанр ведёт своё начало с его  работ.

В 1943 году в Холуе открывается художественная профтехшкола. Её первые выпускники: Н.И.Бабурин, Н.Н.Денисов, Б.И.Киселёв, В.И.Фомин, Б.В.Тихонравов и другие создают свои первые работы.
В центре внимания народного художника России Н.И.Бабурина - пушкинские сказки и поэмы, хотя ему не чужды и жанровые темы. « Сказка о царе Салтане», « Сказка о рыбаке и рыбке», «Илья Муромец»,   «Песня Леля» - вот  названия некоторых, из  свыше чем 700 работ, написанных художником.

Б.И.Киселёв- ученик Пузанова-Молёва. Подлинный виртуоз, блестяще владеющий секретами миниатюрной живописи, Б.И.Киселёв прослыл  в кругах специалистов и зрителей как « холуйский Левша». Он старался искать новые формы предметов из папье- Маше, расписывает миниатюрнейшие ларчики, бисерницы, игольницы.

Н.Н.Денисов продолжает в своём творчестве живописное направление в холуйской миниатюре. Чаще других обращается к современной и литературной теме. Это и «Снегурочка»(по А.Н.Островскому) и «Песнь о купце Калашникове» (по М.Ю.Лермонтову).

Стараниями этих мастеров холуйская лаковая миниатюра приобрела свой язык и заняла достойное место в ряду русских художественных лаков.
Современные художники Холуя: П.А.Митяшин, А.А.Смирнов, Седов В.Н., Новоселов Б.К. Грачев Е.Ю.и другие,  приняв наследство от старых мастеров замечательного центра лаковой миниатюры, сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранили лучшие традиции лаковой миниатюры, её народной основы.